Ледорубы
Ледоруб напоминает по внешнему виду кирку, он состоит из головки, штычка и рукоятки. Головка имеет также клюв и лопатку. Для удобства использования к ледорубу пристёгивают темляк — петлю, которую надевают на руку или пристёгивают к самостраховке.
Классический ледоруб, помимо использования в качестве средства самостраховки, активно применяли спортсменами в первой половине ХХ века для рубки ступеней во льду при подъёме по крутым склонам. Ступени рубили клювом (который был почти прямым), а выравнивание их осуществляли лопаткой ледоруба.
С появлением жёстких платформенных кошек техника передвижения по ледовым склонам изменилась и теперь ледоруб используют, в первую очередь, как средство самостраховки.
Для организации точек страховки на снегу и фирне применяют приём забивания рукоятки ледоруба в снег на всю длину. (На рыхлом снегу ледоруб могут закапывать в снег горизонтально для обеспечения большей надёжности. В этом случае страховочную верёвку крепят к середине древка.) Самостраховку на таких склонах осуществляют штычком ледоруба (опорой на ледоруб).
На крутых ледовых и жёстких фирновых склонах, в которые тяжело (или невозможно) забить рукоятку, самостраховку осуществляют с помощью клюва ледоруба.
Ледорубы могут сильно отличаться по конструкции, что обусловлено различными условиями применения. На простых маршрутах (как правило, до категории 3б включительно) используют ледорубы с прямым древком, так как его легко вбить в снег для организации страховки. На более сложных маршрутах, где встречают протяжённые участки льда крутизной 50° и больше, а также для ледолазания, используют спортивный инвентарь с изогнутым древком и клювом или бойком более сложной конструкции — ледовый инструмент.